Длинна mp3: 05:14:01
Текст произведения: 392
Оценка: 0 Мне нравится Мне не нравится
Публикация: 2016-11-16
Впервые опубликовано в журнале Эпоха (1864. № 12, 4) Повесть Записки из подполья занимает особое место среди величайших произведений Фёдора Михайловича. - Сел за работу, за повесть. Стараюсь ее с плеч долой как можно скорей, а вместе с тем чтоб и получше вышла. Гораздо трудней ее писать, чем я думал. А между тем непременно надо, чтоб она была хороша, самому мне это надобно. По тону своему она слишком странная, и тон резок и дик может не понравиться следовательно, надобно, чтоб поэзия всё смягчила и вынесла. Но я надеюсь, что всё уладится. (Ф.М. Достоевский. Из письма брату.) Записки из подполья произведение, открывшее новый этап в творчестве Достоевского. В центре повести характерный образ идеолога, мыслителя, носителя хотя и странной, парадоксальной, но в то же время теоретически замкнутой системы взглядов. Не будучи единомышленником своего антигероя, Достоевский придал его рассуждениям такую силу доказательности, какой впоследствии отличались монологи главных героев его больших романов Раскольникова, Ипполита Терентьева, Кириллова, Шатова, Ставрогина, Дмитрия и Ивана Карамазовых. Заставляя своего героя в качестве головного, теоретического тезиса проповедовать доведенную до логического предела программу крайнего индивидуализма, Достоевский наметил уже в первой части Записок из подполья и возможный, с его точки зрения, выход из этого состояния. Воображаемый оппонент подпольного человека говорит ему - Вы хвалитесь сознанием, но вы только колеблетесь, потому что хоть ум у вас и работает, но сердце ваше развратом помрачено, а без чистого сердца полного, правильного сознания не будет. Упрекая социалистов-западников в том, что они, заботясь только о материальном благополучии человека, дальше брюха не идут, Достоевский писал - Есть нечто гораздо высшее бога-чрева. Это быть властелином и хозяином даже себя самого, своего я, пожертвовать этим я, отдать его всем. В этой идее есть нечто неотразимо-прекрасное, сладостное, неизбежное и даже необъяснимое.